Административное производство
Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, включают в себя следующие категории дел:
- дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;
- дела об оспаривании нормативных правовых актов;
- дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц;
- дела об административных правонарушениях;
- дела о взыскании обязательных платежей и санкций.
На практике данные категории споров получили широкое распространение. Публичные правоотношения имеют более ёмкое значение, чем административные, и представляют собой отношения между участниками, один из которых обладает властными полномочиями и определяет порядок и условия вступления в данные правоотношения другого участника. К властным субъектам относятся: государственные, муниципальные органы, должностные лица.
К публичным отношениям, из которых возникают дела, рассматриваемые в арбитражном процессе, относятся административные, финансовые, налоговые и иные правоотношения.
Исключения получили дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций и их объединений, а также общественных объединений, не выступающих от имени государства, должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права.
Производство по делам, возникающим из публичных отношений, существенно отличается от искового производства. Участники публичных правоотношений не обладают равенством: одной из сторон всегда выступает представитель публичного образования, обладающий властными полномочиями.
Основная цель арбитражного суда при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений - не разрешить спор о праве, а осуществить судебный контроль за законностью действий государственных и муниципальных органов и их представителей.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.
Закон установил, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Юристы и адвокаты юридической фирмы «Татауров и партнеры» помогут Вам в отстаивании Ваших прав. Мы осуществим Вашу защиту по оспариванию незаконных действий или бездействий органов государственной власти, местного самоуправления. Незаконные действия или бездействия могут быть многогранными и выражаться в выдаче незаконных предписаний, ограничений или отказов в совершении действий. Доверьте разрешение данных споров профессиональным юристам и адвокатам.